Инструкции о правилах и соблюдении мер безопасности при проведении занятий по овс

Это интересно

Содержание


Пневматика для всех

Инструкция о правилах и безопасности при проведении занятий по ОВС.

Утверждена совместным приказом
министра образования Республики Башкортостан
и военного комиссара Республики Башкортостан
от 20 сентября 2005 года № 135/1279

Инструкция о правилах и соблюдении мер безопасности при проведении занятий по основам военной службы

Подготовка граждан по основам военной службы осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
На занятиях по основам военной службы, а также при проведении все-возможных военно-спортивных игр и занятий кружков, особенно стрелковых и технических, используются пневматическое оружие, макет массогабаритный автомата Калашникова (ММГ АК), инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество.
Создание нормальных условий на занятиях по основам военной служ-бы и соблюдение мер безопасности — важнейшая обязанность органов управления образованием, в первую очередь руководителей образовательных учреждений и преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, которым необходимо изучить данные правила и руководствоваться ими в своей практической работе.

I. Общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества и меры безопасности при проведении стрельб.

1. Для обеспечения занятий по основам военной службы образова-тельные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования имеют пневматическое оружие, макеты массогабаритные автомата Калашникова (ММГ АК) и другое учебное имущество.
За организацию хранения и учет пневматического оружия, ММГ АК и учебного имущества, а также их правильное использование несут персональную ответственность руководитель образовательного учреждения и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы.
Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче¬ское, меди-цинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном по¬мещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исклю-чающих возможность проникновения и выноса названного имущества.
Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.
В образовательных учреждениях запрещается:
хранить боевое и учебное оружие, боеприпасы к нему, гранаты, взрыватели, взрывчатые вещества, мины и т. п.;
хранить малокалиберные винтовки и патроны;
хранить пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче¬ское, медицинское и другое учебное имущество на частных квартирах, в учитель-ских, в кабинетах и прочих не предусмотренных разрешением помещениях;
выдавать пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче-ское, медицинское и другое учебное имущество отдельным лицам для личного пользования.
Осмотр пневматического оружия, ММГ АК, инженерного, химиче-ского, медицинского и другого учебного имущества с целью проверки нали-чия, состояния, условий хранения и сбережения, а также правильности учета осуществляется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, один раз в месяц, руководителем образовательного учреждения – один раз в шесть месяцев.
При обнаружении халатного отношения к учету, хранению и сбереже-нию пневматического оружия, ММГ АК и другого учебного имущества или незаконного его использования руководитель образовательного учреждения обязан принять меры по устранению недочетов и привлечь винов¬ных к от-ветственности.
2. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.
Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за опове-щение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, обо-рудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руко-водителя, проводящего стрельбу.
В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, распо-ложения постов оцепления с приложением инструкции (правил) по мерам безопасности. (Вариант инструкции – см. приложение.)
Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление.
В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть ап-течка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегаю¬щие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».
3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обес-печена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передове-рять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.
4. В помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из наиболее подготовленных стрелков (инструкторов).
5. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:
производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;
брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;
заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;
прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;
прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;
выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;
оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;
производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);
допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;
6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы исключи-тельно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого вы-стрела, выдается только по одной пульке.
7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!» и после сигнала «Огонь!».
8. Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.
9. Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.
10. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы милиции, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.
11. Для проведения стрельбы руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает дату, время и место, наименование класса (группы) и количество привлекаемых учащихся (студентов), количество необходимых пулек, количество и номера оружия, которое будет использоваться при стрельбе, наименование упражнения, фамилию руководителя, а также необходимые средства для оказания первой медицинской помощи.
Для учета израсходованных пулек руководитель стрельбы составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек. Акт подписывается руководителем стрельбы (преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы), классным руководителем (куратором группы), командиром класса (группы) и утверждается руководителем образовательного учреждения.

II. Обязанности руководителя стрельбы по обеспечению безопасности стрельбы

Перед началом стрельбы:
назначает дежурного по тиру, оцепление места, оборудованного для стрельбы, инструктирует их и наблюдает за точным выполнением ими сво-их обязанностей. Проверяет соответствие мишенного оборудования условиям выполняемого упражнения. Осматривает полосу тира (места, оборудованного для стрельбы), чтобы убедиться, нет ли каких-либо предметов в направлении стрельбы, которые могут вызвать рикошеты;
проверяет наличие и состояние оружия и пулек, определяет место пункта боевого питания;
проверяет знание стрелками мер безопасности и правил поведения во время стрельбы;
производит расчет стреляющих на смены;
указывает для очередных смен место ожидания, которое должно быть на безопасном расстоянии от исходного положения;
выстраивает очередную смену для стрельбы на исходном положении.
Во время стрельбы:
дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь!»;
вручает очередной смене стреляющих оружие;
выводит на огневой рубеж очередную смену и руководит стрельбой;
следит, чтобы на огневом рубеже, кроме участников стреляющей смены, не было посторонних лиц;
по окончании стрельбы командует: «Стой, разряжай» — и проверяет выполнение команды;
подает для стреляющей смены команду «Встать!»;
немедленно прекращает стрельбу при нарушении мер безопасности.
По окончании стрельбы:
организует сбор и сдачу оставшихся пулек;
организует осмотр мишеней стрелявшей смены;
осматривает мишени, делает разбор стрельбы и ведет учет результатов стрельбы;
возвращает смену на исходное положение, дает распоряжение на передачу оружия очередной смене и продолжает стрельбу;
проверяет оружие, оставшиеся пульки, составляет акт о расходовании пулек, приводит тир (место, оборудованное для стрельбы) в порядок;
докладывает руководителю образовательного учреждения о результатах стрельбы.

III. Меры безопасности при организации стрельб

При проведении стрельб в закрытом тире (месте, оборудованном для стрельбы) назначаются:
исходное положение, обозначаемое полосой;
огневой рубеж (линия огня), который устанавливается на безопасном расстоянии от исходного положения;
пункт боевого питания — место для хранения пулек;
место для ожидания очередной смены;
место для ремонта, настройки и проверки работоспособности пневматического оружия.

IV. Меры безопасности при проведении стрельб из пневматической винтовки

Перед стрельбой обучающихся делят на смены с учетом наличия ору-жия и количества мишеней.
Очередная смена стреляющих по команде строится на исходном поло-жении. Затем проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасно-сти при стрельбе. Каждому стреляющему руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое». Руководитель стрельбы выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».
После команды руководителя стрельбы Смена на огневой рубеж – ШАГОМ МАРШ!, стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.
Обучаемые по команде руководителя стрельбы «Смена, лежа – ЗАРЯЖАЙ!» изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов». Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня ОГОНЬ.
Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду Прекратить стрельбу, указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду ОГОНЬ.
Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу окончил».
После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».
Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено».
Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, из-ложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.
Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.
После этого смена по команде возвращается на исходное положение.

Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах.
До выезда на стрельбы учащихся преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, должен детально изучить с ними правила поведения на стрельбище и меры безопасности.
Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд военнослужащих.
Подготовленность каждого юноши к стрельбе проверяется офицером воинской части в присутствии военного руководителя. К стрельбе допуска-ются только те юноши, которые имеют навыки обращения с автоматом, зна-ют и понимают правила поведения на огневом рубеже.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности стрельбы. Бое-вое оружие и боевые патроны образовательным учреждениям не выдаются, а доставляются непосредственно на стрельбище или в тир, где организуется пункт боепитания. Боевое оружие с пункта боепитания выдается руководи-телю стрельбы, который по окончании стрельбы сдает его туда же. Выдача учащимся боевых патронов, учет боевых патронов и гильз осуществляется в строгом соответствии со ст. 27 и 34 «Курса стрельб». Раздатчики патронов назначаются из инструкторов или подготовленных солдат (сержантов) воинской части.
В тех случаях, когда стрельба боевыми патронами проводится не в воинской части, а в тирах РОСТО и спортивных организациях, боевое оружие и патроны, предназначенные для выполнения учащимися упражнений в стрельбе, доставляются на период проведения стрельб в районный (городской) военный комиссариат, а там, где имеется возможность, — в стрелковые спортивные клубы РОСТО, обеспечивающие их хранение.
Непосредственное руководство стрельбой в этих условиях осуществляется опытным офицером военкомата с участием преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. В помощь им для организации и проведения стрельб назначаются инструкторы РОСТО.
Стрельбы из малокалиберного оружия проводятся на оборудованных стрельбищах или в тирах под руководством офицеров военного комиссариата, преподавателя, осуществляющих подготовку по основам военной службы, или инструктора РОСТО.
Использование на тактических занятиях и военно-спортивных играх холостых и сигнальных патронов и взрывпакетов запрещается.
Метание учебных гранат (болванок) на тактических и других занятиях разрешается с расстояния не менее 70—100 м до места (рубежа), где распо-лагаются или передвигаются участники занятий
Разжигание костров в поле (лесу) на всех занятиях производится только с разрешения руководителя занятий.

Приложение
Утверждаю
Директор школы

_________________ 2005 г.

ИНСТРУКЦИЯ о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе из пневматического оружия

1. Занятия (стрельбы) в тире (месте, оборудованном для стрельбы) проводятся по приказу директора школы (гимназии, лицея, училища, тех-никума, колледжа) в соответствии с расписанием уроков (занятий) и планом кружковой работы. На занятия учащиеся (студенты) допускаются в составе группы или класса во главе с преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, или тренером.
2. Ответственность за организацию и проведение стрельб возлагается на преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы (тренера), а во время соревнований – на главного судью.
3. Преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер), несет полную ответственность за знание и соблюдение всеми занимающимися в тире настоящих правил.
4. Свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведенном месте и соблюдают установленный порядок.
5. Стреляющие, небрежно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно удаляются из тира.

II. Обязанности руководителя (тренера) стрельбы

1. Руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомиться с настоящими правилами.
2. Проверить исправность пневматического оружия, состояние тира (места, оборудованного для стрельбы), соответствие условий выполнения упражнений и заполнить журнал учета стрельб.
3. Закончив занятие в отведенное расписанием (графиком) время, при-вести в порядок тир, осмотреть оружие, собрать пульки.

III. Обязанности стреляющих

1. Знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе.
2. После стрельбы сдать руководителю (тренеру) оставшиеся пульки.

В тире запрещается:
1. Проводить стрельбу без преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.
2. Вести огонь из неисправного оружия.
3. Заряжать оружие на огневом рубеже без команды «Заряжай!», сигнала «Огонь!».
4. Брать оружие без разрешения руководителя стрельбы.
5. Оставлять на огневом рубеже заряженное и незаряженное оружие с закрытым стволом.
6. Находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, в сторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди.
7. Проводить тренировку в тылу, когда с огневого рубежа ведется стрельба.
8. Находиться на огневом рубеже посторонним лицам, а также учащимся, не занятым стрельбой.
9. Включать и выключать вентиляторы, а также лампы освещения линии мишеней.
Ответственный по тиру, преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер, инструктор), обязан:
1. Следить за выполнением настоящих правил и соблюдением мер безопасности при проведении стрельб и немедленно принимать меры в случаях их нарушения.
2. Все нарушения записывать в книгу учета. О грубых нарушениях мер безопасности или правил поведения в тире немедленно докладывать руководителю образовательного учреждения или его заместителю,

Инструкция по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся (студентов)

1. Всегда обращайтесь с пневматическим оружием как с заряженным и взведённым.
2. Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!
3. Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске — стволом вверх.
4. Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено.
5. Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже по команде руководителя стрельбы.
6. Учитывайте возможную траекторию полёта пули при пробитии ми-шени, при рикошете и при промахе.
7. При стрельбе из винтовки с установленным оптическим прицелом учитывайте, что ось канала ствола находится ниже оси прицела. Возможно попадание пули в близко расположенные предметы, не видимые в прицел или расположенные ниже прицела, но напротив ствола.
8. При прицеливании через телескопический оптический прицел не ка-сайтесь окуляра бровью. Пневматическое оружие обладает отдачей и при выстреле возможна травма брови или глаза.
9. Контролируйте территорию, на которой ведётся стрельба. Особенно при использовании оптического прицела.
10. При стрельбе на короткие (менее 10 м) дистанции используйте за-щитные очки.
11. Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.
12. Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.
13. Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.
14. Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения руководителя стрельбы.
15. Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди, даже если оружие не взведено и не заряжено.
16. Когда стрельба не ведётся, держите оружие открытым (с открытым затвором), но не взведённым и не заряженным.
17. Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.
18. Не разбирайте заряженное и (или) взведённое оружие.
19. Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.
20. Беспрекословно выполняйте команды руководителя стрельбы, в противном случае вас отстранят от стрельбы.

Позиции при стрельбе из пневматического оружия (винтовки)

При заряжании пружинно-поршневой пневматической винтовки лучше всего удерживать винтовку за ствол, когда вы вкладываете пульку в канал ствола. Это поможет сохранить ваши пальцы.
Всегда взводите пневматическую винтовку мягко, не нужно дергать её, открывать рывком и затем хлопать, чтобы закрыть.
Указательный палец должен располагаться перпендикулярно спусковому крючку. Фактически только средний палец обхватывает и удерживает рукоять ружья. Большой палец, безымянный и мизинец лишь покоятся на рукояти.

Для позиции сидя
1. Глубоко вдохните
2. Повернитесь на 30 градусов от цели (вправо)
3. Ваша левая нога должна располагаться по направлению к цели.
4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
5. Расположите винтовку на ладони левой руки.
6. Поставьте левый локоть на упор (колено, поверхность стола).
7. Поставьте правый локоть на упор, или оставьте свисать вдоль тела.
8. Расслабьте левую руку.
9. Расслабьте плечи.
10. Расслабьте спину.
11. Расслабьте все тело.
12. Сделайте вдох.
13. Выдохните наполовину.
14. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
15. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
16. Произведите выстрел.
17. Проследите за попаданием.
18. Выдохните.
19. Для последующих выстрелов повторяйте с п.4.

Для стрельбы стоя в свободной позиции (для праворуких стрел-ков):
1. Сделайте максимально глубокий вдох, перед тем, как вы поднимете Вашу винтовку, так как дышать без оружия, упертого в вашу грудь, намного легче!
2. Поверните Ваше туловище на 45 градусов от цели (вправо).
3. Поставьте Ваши ноги параллельно на ширину плеч.
4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
5. Поверните Ваше левое запястье наружу таким образом, чтобы винтовка покоилась на ладони Вашей руки.
6. Поверните Вашу левую руку вовнутрь, чтобы локоть опирался на живот.
7. Расслабьте правую руку и позвольте ей свисать вдоль тела при стрельбе.
8. Расслабьте плечи.
9. Расслабьте спину, немного выпятив живот.
10. Расслабьте все тело.
11. Сделайте вдох.
12. Выдохните наполовину
13. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
14. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
15. Произведите выстрел.
16. Проследите за попаданием.
17. Выдохните.
18. Для последующих выстрелов повторяйте с п. 4

ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.

I. Нормативы оценки неполной разборки и сборки макета массогабаритного автомата Калашникова

Оценка время, с разборка сборка

Отлично 18 30
Хорошо 20 35
Удовлетворительно 25 40

При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК оценка может быть снижена, а именно:
разборка и сборка автомата производится с нарушением последовательности, определяемой наставлением по стрелковому делу;
не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола;
при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих;
части автомата раскладываются беспорядочно;
допускаются удары деталей одна о другую;
применяется сила при соединении частей и сборке;
после окончания сборки не производится спуск курка;
после окончания сборки автомат не ставится на предохранитель.

II. Нормативы оценки за выполнение упражнений по стрельбе

1-ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки.
Цель – спортивная с кругами мишень П, на 10м и 5м;
Расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени);
Количество пулек – 6(3+3) шт. (три пробных выстрела и три – зачетных);
Время на стрельбу – неограниченное;
Положение – сидя, с руки.

Оценка:
отлично – выбить 22 очка, в том числе попасть тремя выстрелами в черный круг;
хорошо – выбить 16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг;
удовлетворительно – выбить 12 очков, в том числе попасть одним выстрелом в черный круг.

2-ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки
Цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г;
Расстояние до цели – 10м;
Количество пулек – 5(3+2) шт. (три выстрела по мишени №6г и 2 – по мишени №8г);
Время на стрельбу – неограниченное;
Положение – сидя (лежа), с руки.

Оценка:
поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить:
отлично – тремя выстрелами;
хорошо – двумя выстрелами;
удовлетворительно – одним выстрелом.
Контрольное упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки.
Цель – грудная фигура, мишень № 6в и ростовая фигура мишень № 8г;
Расстояние до цели – 25м;
Количество патронов – 5(3+2) шт. (три выстрела по мишени № 6в и 2 – по мишени № 8г);
Время на стрельбу – неограниченное;
Положение – лежа, с упора.

Оценка:
поразить обе цели, при этом мишень № 6в поразить:
отлично – тремя выстрелами;
хорошо – двумя выстрелами;
удовлетворительно – одним выстрелом.

Начальное упражнение по стрельбе из автомата Калашникова.
Цель – грудная фигура с кругами, мишень № 4 на щите 0,75х,075м, установленный на уровне поверхности земли без просвета и ростовая фигура мишень № 8;
Расстояние до цели – до мишени № 4 – 100м, до мишени № 8 — 200м;
Количество патронов – 9 шт. (три выстрела по мишени № 4 и 6 патронов очередями по мишени № 8);
Время на стрельбу – неограниченное;
Положение – лежа, с упора.

Оценка:
поразить обе цели, при этом выбить:
отлично – 25 очков;
хорошо – 20 очков;
удовлетворительно – 15 очков.

Образцы мишеней для снятия копий
представлены в приложениях

«Основы военной службы»

— Уголок вечного огня.

Оформление школьного интерьера дело ответственное. Необходимо учитывать принятое для школы оформление интерьера. Поэтому эту работу в большинстве школ поручают художникам.

III
. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ОВС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО- МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ.

1. ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ В КАБИНЕТЕ ОБЖ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.

Новый для школьников учебный предмет- основы военной службы- начинается с вводного занятия. От того, как военный руководитель организует и проведет его, будет во многом зависеть отношение учеников к этому многопрофильному курсу, а следовательно, и достижение конечной цели обучения- подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ.

Особенно важно создать на этом занятии определенный психологический настрой учеников, заложить основу правильных, доброжелательных отношений с учащимися, добиваясь от них понимания осознанной необходимости выполнять требования Уставов, команды и распоряжения. Это предстоит осуществлять с учетом психологических особенностей старшеклассников- возрастной группы, с которой военному руководителю предстоит проводить учебно- воспитательную работу в течении 2 лет.

Ученики старших классов в силу возрастных особенностей постоянно стремятся к самоутверждению. Обычно это проявляется в форме высказывания собственного мнения, как правило, достаточно обоснованного или часто ошибочного, повышенной критичности ко всем высказываниям старших, особенно к тем, которые носят характер требований. Все это создает дополнительные трудности в практической работе военного руководителя, которые в ходе начальной военной подготовки должен формировать дисциплинированность, убежденность учащихся в необходимости сознательно соблюдать и поддерживать воинский порядок, развивать исполнительность, правдивость, инициативность и другие качества, которые требует военная служба.

В силу вышеизложенного значение морального фактора на вводном занятии особенно велико. На ряду с личными качествами преподавателя ОБЖ ( его безукоризненным внешним видом, строевой подтянутостью, профессиональными занятиями и культурой поведения) не малую воспитательную роль призвана сыграть состояние учебно- материальной базы и прежде всего оборудование военного кабинета наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

На этом занятии следует подготовить для демонстрации ученикам: Учебное оружие ( автоматы Калашникова, ручные гранаты), малокалиберные винтовки, прицельные станки, командирские ящики, учебные противотанковые и противопехотные мины дозиметрические приборы и комплект полевого снаряжения ученика, технические средства обучения, рельефный макет местности, средства программированного контроля знаний и тд.

Время ограничено, и на вводном занятии не следует показывать наглядные учебные пособия в действии, но, сообщая ученикам содержание учебной программы, следует обращать их внимание на то или иное наглядное пособие или технические средства обучения. Главное же назначение наглядных учебных пособий на вводном занятии — пробудить у обучаемых интерес к военному делу, к изучению курса основ военной службы, любовь и глубокое уважение к Российским Вооруженным силам.

В этом же направлении будут воздействовать на учеников и все имеющиеся в военном кабинете средства наглядной агитации.

2. ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ, ПРОВОДИМЫХ НА МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ПОЛЯ.

Успешное проведение занятий на местности требует не только соответствующего оборудования учебных мест и площадок тактического поля, но и полевого снаряжения учеников.

Полевые занятия с применением учебного снаряжения.

На всех полевых занятиях по тактической, огневой подготовке, военной топографией и гражданской обороне учащиеся должны быть одеты однообразно, например в тренировочные или лыжные ( В зависимости от погодных условий) костюмы, и иметь учебное ( полевое) снаряжение.

В тех школах, где созданы подобные комплекты ученикам выдают на полевых занятиях по тактической и огневой подготовке макет автомата, запасные магазины в сумке, две учебные гранаты, противогаз, малую лопату и поясной ремень. Общая масса такого снаряжения может достигать 10 кг. Уже одно это приближает занятие на местности со школьниками к условиям войсковой практики. Кроме того, предметы учебного снаряжения применяются на занятиях по своему прямому назначению. Так, на занятиях по темам раздела « тактическая подготовка», которые проводятся на местности или тактико- строевые, ученики после топографического и тактического ориентирования действуют в соответствии с созданной учителем ОБЖ тактической обстановкой. При этом им приходится совершать перебежки, переползания, изготавливаться для ведения огня, атаковать «противника», готовить ручные гранаты к броску и метать их в цель, окапываться и тд. Некоторые из этих действий выполняются в противогазе.

Таким образом, учебное снаряжение не только создает у обучаемых определенный психологический настрой, но и позволяет получить первоначальные навыки действий с оружием и снаряжением в условиях, приближенных к реальным.

Наибольший эффект от применения учебного снаряжения достигает в том случае, когда организован контроль за выполнением действий, в том числе правильностью обращения с автоматом, гранатами, противогазом и шанцевым инструментом.

Это обеспечивается заблаговременной подготовкой командиров отделений и изготовлением несложных приспособлений и устройств на макетах автоматов и ручных гранатах. Для макетов автоматов- это устройство для имитации установки рычага перевода механизмов с предохранителя на режим одиночного и автоматического огня, установки прицела; высверливание отверстия в дульной части ствола; для ручных гранат- учебный запал ( его можно ввернуть в корпус гранаты) с кольцом и чекой, которую необходимо выдернуть перед броском гранаты, и т.п.


Проводя инструктаж командиров отделений, учитель ОБЖ указывает на обязанность командира осуществлять контроль за правильным применением оружия ( макеты автомата и ручных гранат) и снаряжения на предстоящих практических или тактико- строевых занятиях.

Порядок контроля подробно излагается в разработанных для командиров отделений инструктивных записках. Форма их произвольная и зависит от темы занятия, содержание работы командира отделения и той задачи, которую ему предстоит выполнять на занятии.

На полевых занятиях нельзя допускать самовольных действий учеников с предметами учебного снаряжения и без них.

При оценке выполнения приемов перебежек, переползания, выполнения команд « к бою!», « вперед», «стой», «окопаться», и т.д. Учитывают: не забит ли ствол ( дульная часть) землей, правильно ли положение прицельного хомутика и прицельной рамки, в каком положении находится переводчик режимов огня и т.д. Как и при броске учебной гранаты с не выдернутой чекой, выполнение приема может быть не зачтено или оценка снижена на 1-2 балла.

Тактико-строевые занятия на местности, проводимые с применением учебного снаряжения, важны не только тем, что вызывает большой интерес и активность учеников. Главное здесь заключается в том, что на таких занятиях при хорошей организации прививаются первоначальные навыки, необходимые юношам как основа полевой выучки солдата- важнейшего компонента воинского мастерства.

3.ПРАВИЛА И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОВС.

Инструкция о мерах безопасности и правила поведения в школьном тире. Общие положения.

1. занятия (стрельбы) в тире проводятся по приказу директора школы в соответствии с расписанием уроков и планом кружковой работы. На занятия учащиеся допускаются в составе группы или класса во главе с учителем ОБЖ.

2. ответственность за организацию и проведение стрельб возлагается на учителя ОБЖ, а во время соревнований- на главного судью.

3. учитель ОБЖ несет полную ответственность за знание соблюдение всеми занимающимися в тире настоящих правил.

4. свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведенном месте и соблюдают установленный порядок.

5. стреляющие, не бережно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно удаляются из тира.

Обязанности руководителя стрельбы:

1. руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомится с настоящими правилами, принять тир и расписаться в журнале учета стрельб;

2. закончив занятие в отведенное расписанием время, освободить и привести в порядок тир. После этого сдать тир и расписаться о сдаче в журнале учета стрельб.

1. знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе.

2. после стрельбы сдать руководителю оставшиеся патроны и гильзы.

3. чистку оружия и копчения мушек проводить только в специально отведенном для этого месте.

В тире запрещается:

1. проводить стрельбу без военного руководителя;

2. вести огонь из неисправного оружия;

3. заряжать оружие на огневом рубеже без команды;

4. брать оружие без разрешения руководителя стрельбы;

5. оставлять на огневом рубеже заряженное о незаряженное оружие с закрытым затвором или с взведенным курком.

6. находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, всторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди.

7. проводить тренировку в тылу, когда с огневого рубежа ведется стрельба.

8. находится на огневом рубеже посторонним лицам, а также учащимся, не занятым стрельбой.

9. курить зажигать огонь для копчения мушек.

10. включать и выключать вентиляторы, переставлять лампы освещения, линии мишеней.

Ответственный по тиру ( преподаватель ОБЖ) обязан:

1. следить за выполнением настоящих правил и соблюдением мер безопасности при проведении стрельб и немедленно принимать меры в случаях их нарушения.

2. все нарушения записывать в книгу учета. О грубых нарушениях мер безопасности или правил поведения в тире немедленно докладывать директору школы или его заместителю.

IV
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ ПО ОВС.

Значение оснащенности учебно- материальной базы по ОВС трудно переоценить. Прежде всего, это объясняется, как уже отмечалось, практической направленностью ОВС, его многопрофильностью, большой значимостью в деле подготовки учащихся к предстоящей службе в Вооруженных Силах РФ. Последнее важно подчеркнуть в том плане, что согласно реформе ВС РФ, служба в ее рядах по призыву с 2008 года сокращается до 1 года. Учитывая этот фактор, целесообразнее было бы уделить больше внимания практической направленности содержания программы ОВС. Я, как преподаватель ОБЖ с 22 летним стажем работы, предлагаю методическому объединению преподавателей ОБЖ района выйти с предложением к вышестоящим инстанциям включить в программу курса ОВС больше занятий с практической направленностью, как это было в программе НВП. Это позволит учащимся общеобразовательной школы быть более подготовленными к службе в Вооруженных Сил, иметь больше навыков и умений по строевой, огневой, тактической подготовке.

Следующий важный момент которому необходимо уделить внимание это более широкое использование компьютерной технологии при освоении и закреплении материала курса ОВС, широкое использование дидактических материалов в виде контрольных работ и тестов как средство эффективного контроля знаний учащихся. Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлекательной формой проверки, самопроверки знаний. По содержанию вопросов и уровню их сложности тесты позволяют преподавателю осуществлять проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дает возможность подготовиться к опросу, контрольным работам и зачетам.

В заключении хочется отметить, что создание и совершенствование учебно- материальной базы по основам военной службы является предметом особой заботы руководства школы и преподавателя ОБЖ. От того, как оборудованы и оснащены военный кабинет, места и площадки для практического обучения зависит эффективность учебных занятий, а, следовательно и уровень подготовки учащихся по предмету.

1. П.М. Брысин « Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе». М. «Просвещение» 1989.г.

2. А.И. Аверин « Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке». М. «Просвещение» 1982 г.

3. Ж.И. Риманова « Работа директора и военного руководителя учебного заведения по обеспечению высокого качества начальной военной подготовки молодежи». М. «Военное издательство» 1988.г.

4. А.В. Орлов « Учебная база для физической и начальной военной подготовки молодежи». М. « Военное издательство» 1985 г.

5. А.Т. Смирнов « Методические материалы и документы по курсу ОБЖ». М. «Просвещение» 2001 г.

6. П.А. Шибецкий « Полевые выходы в рамках курса ОБЖ». Казань 2002 г.

7. В.В. Марков « Методическое пособие по ОБЖ 11 класс». М. «Дрофа» 2001 г.

8. В.Н. Латчук «Методическое пособие по ОБЖ 10 класс». М. «Дрофа» 2002 г.

9. С.С. Соловьев «Тесты по ОБЖ 5- 11 классы».М.«Дрофа» 2003 г.

10. Журналы ОБЖ № 9 2005 г.

Утверждена совместным приказом

министра образования Республики Башкортостан

и военного комиссара Республики Башкортостан

от 20 сентября 2005 года № 135/1279

о правилах и соблюдении мер безопасности при проведении

занятий по основам военной службы
Подготовка граждан по основам военной службы осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

На занятиях по основам военной службы, а также при проведении всевозможных военно-спортивных игр и занятий кружков, особенно стрелковых и технических, используются пневматическое оружие, макет массогабаритный автомата Калашникова (ММГ АК), инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество.

Создание нормальных условий на занятиях по основам военной службы и соблюдение мер безопасности — важнейшая обязанность органов управления образованием, в первую очередь руководителей образовательных учреждений и преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, которым необходимо изучить данные правила и руководствоваться ими в своей практической работе.

I. Общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества и меры безопасности при проведении стрельб.

1. Для обеспечения занятий по основам военной службы образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования имеют пневматическое оружие, макеты массогабаритные автомата Калашникова (ММГ АК) и другое учебное имущество.

За организацию хранения и учет пневматического оружия, ММГ АК и учебного имущества, а также их правильное использование несут персональную ответственность руководитель образовательного учреждения и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы.

Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче­ское, медицинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном по­мещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исключающих возможность проникновения и выноса названного имущества.

Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.

В образовательных учреждениях запрещается:

хранить боевое и учебное оружие, боеприпасы к нему, гранаты, взрыватели, взрывчатые вещества, мины и т. п.;

хранить малокалиберные винтовки и патроны;

хранить пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче­ское, медицинское и другое учебное имущество на частных квартирах, в учительских, в кабинетах и прочих не предусмотренных разрешением помещениях;


выдавать пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химиче­ское, медицинское и другое учебное имущество отдельным лицам для личного пользования.

Осмотр пневматического оружия, ММГ АК, инженерного, химиче­ского, медицинского и другого учебного имущества с целью проверки наличия, состояния, условий хранения и сбережения, а также правильности учета осуществляется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, один раз в месяц, руководителем образовательного учреждения – один раз в шесть месяцев.

При обнаружении халатного отношения к учету, хранению и сбережению пневматического оружия, ММГ АК и другого учебного имущества или незаконного его использования руководитель образовательного учреждения обязан принять меры по устранению недочетов и привлечь винов­ных к ответственности.

2. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.

Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за оповещение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, оборудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руководителя, проводящего стрельбу.

В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления с приложением инструкции (правил) по мерам безопасности. (Вариант инструкции – см. приложение.)

Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление.

В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегаю­щие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передоверять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.

4. В помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из наиболее подготовленных стрелков (инструкторов).

5. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:

производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;

брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;

заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;

прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;

прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;

выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;

производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);

допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы исключительно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одной пульке.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!» и после сигнала «Огонь!».

  1. Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.
  2. Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

10. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы милиции, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.

11. Для проведения стрельбы руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает дату, время и место, наименование класса (группы) и количество привлекаемых учащихся (студентов), количество необходимых пулек, количество и номера оружия, которое будет использоваться при стрельбе, наименование упражнения, фамилию руководителя, а также необходимые средства для оказания первой медицинской помощи.

Для учета израсходованных пулек руководитель стрельбы составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек. Акт подписывается руководителем стрельбы (преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы), классным руководителем (куратором группы), командиром класса (группы) и утверждается руководителем образовательного учреждения.

II. Обязанности руководителя стрельбы по обеспечению безопасности стрельбы

Перед началом стрельбы:

назначает дежурного по тиру, оцепление места, оборудованного для стрельбы, инструктирует их и наблюдает за точным выполнением ими своих обязанностей. Проверяет соответствие мишенного оборудования условиям выполняемого упражнения. Осматривает полосу тира (места, оборудованного для стрельбы), чтобы убедиться, нет ли каких-либо предметов в направлении стрельбы, которые могут вызвать рикошеты;

проверяет наличие и состояние оружия и пулек, определяет место пункта боевого питания;

проверяет знание стрелками мер безопасности и правил поведения во время стрельбы;

производит расчет стреляющих на смены;

указывает для очередных смен место ожидания, которое должно быть на безопасном расстоянии от исходного положения;

выстраивает очередную смену для стрельбы на исходном положении.

Во время стрельбы:

дает распоряжение на подачу сигнала «Огонь!»;

вручает очередной смене стреляющих оружие;

выводит на огневой рубеж очередную смену и руководит стрельбой;

следит, чтобы на огневом рубеже, кроме участников стреляющей смены, не было посторонних лиц;

по окончании стрельбы командует: «Стой, разряжай» — и проверяет выполнение команды;

подает для стреляющей смены команду «Встать!»;

немедленно прекращает стрельбу при нарушении мер безопасности.

По окончании стрельбы:

организует сбор и сдачу оставшихся пулек;

организует осмотр мишеней стрелявшей смены;

осматривает мишени, делает разбор стрельбы и ведет учет результатов стрельбы;

возвращает смену на исходное положение, дает распоряжение на передачу оружия очередной смене и продолжает стрельбу;

проверяет оружие, оставшиеся пульки, составляет акт о расходовании пулек, приводит тир (место, оборудованное для стрельбы) в порядок;

докладывает руководителю образовательного учреждения о результатах стрельбы.

III. Меры безопасности при организации стрельб

При проведении стрельб в закрытом тире (месте, оборудованном для стрельбы) назначаются:

исходное положение, обозначаемое полосой;

огневой рубеж (линия огня), который устанавливается на безопасном расстоянии от исходного положения;

пункт боевого питания — место для хранения пулек;

место для ожидания очередной смены;

место для ремонта, настройки и проверки работоспособности пневматического оружия.

IV. Меры безопасности при проведении стрельб из пневматической винтовки

Перед стрельбой обучающихся делят на смены с учетом наличия оружия и количества мишеней.


Очередная смена стреляющих по команде строится на исходном положении. Затем проверяется знание ими условий упражнения и мер безопасности при стрельбе. Каждому стреляющему руководитель ставит задачу: «Учащийся Петров, стреляйте по мишени номер один. Место для стрельбы первое». Руководитель стрельбы выдает патроны, а каждый стреляющий докладывает: «Учащийся Петров пять пулек получил».

После команды руководителя стрельбы Смена на огневой рубеж – ШАГОМ МАРШ!, стреляющие занимают свое место на огневом рубеже.

Обучаемые по команде руководителя стрельбы «Смена, лежа – ЗАРЯЖАЙ!» изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Учащийся Петров к стрельбе готов». Руководитель, проверив положение, занятое каждым стреляющим, подает команду на открытие огня ОГОНЬ.

Если стреляющие допускают ошибки при подготовке или в ходе стрельбы, руководитель подает команду Прекратить стрельбу, указывает на ошибки, добивается их устранения, затем вновь подает команду ОГОНЬ.

Закончив стрельбу, каждый обучаемый докладывает: «Учащийся Петров стрельбу окончил».

После окончания выполнения стреляющими упражнения руководитель стрельбы подает команду: «Стой, разряжай, оружие – к осмотру!».

Каждый стреляющий разряжает оружие, открывает ствол (затвор) и докладывает: «Оружие разряжено».

Затем руководитель стрельбы осматривает оружие по правилам, изложенным в наставлении по стрелковому делу, и, если необходимо, проверяет количество неизрасходованных пулек.

Осмотрев оружие, руководитель подает команду «Встать», дает указание стреляющим, если необходимо, собрать оставшиеся пульки и сдать их, затем организует осмотр мишеней, указывая им на допущенные ошибки, объявляет результат и оценки.

После этого смена по команде возвращается на исходное положение.

Примечание
Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах.

До выезда на стрельбы учащихся преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, должен детально изучить с ними правила поведения на стрельбище и меры безопасности.

Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд военнослужащих.

Подготовленность каждого юноши к стрельбе проверяется офицером воинской части в присутствии военного руководителя. К стрельбе допускаются только те юноши, которые имеют навыки обращения с автоматом, знают и понимают правила поведения на огневом рубеже.

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности стрельбы. Боевое оружие и боевые патроны образовательным учреждениям не выдаются, а доставляются непосредственно на стрельбище или в тир, где организуется пункт боепитания. Боевое оружие с пункта боепитания выдается руководителю стрельбы, который по окончании стрельбы сдает его туда же. Выдача учащимся боевых патронов, учет боевых патронов и гильз осуществляется в строгом соответствии со ст. 27 и 34 «Курса стрельб». Раздатчики патронов назначаются из инструкторов или подготовленных солдат (сержантов) воинской части.

В тех случаях, когда стрельба боевыми патронами проводится не в воинской части, а в тирах РОСТО и спортивных организациях, боевое оружие и патроны, предназначенные для выполнения учащимися упражнений в стрельбе, доставляются на период проведения стрельб в районный (городской) военный комиссариат, а там, где имеется возможность, — в стрелковые спортивные клубы РОСТО, обеспечивающие их хранение.

Непосредственное руководство стрельбой в этих условиях осуществляется опытным офицером военкомата с участием преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. В помощь им для организации и проведения стрельб назначаются инструкторы РОСТО.

Стрельбы из малокалиберного оружия проводятся на оборудованных стрельбищах или в тирах под руководством офицеров военного комиссариата, преподавателя, осуществляющих подготовку по основам военной службы, или инструктора РОСТО.

Использование на тактических занятиях и военно-спортивных играх холостых и сигнальных патронов и взрывпакетов запрещается.

Метание учебных гранат (болванок) на тактических и других занятиях разрешается с расстояния не менее 70—100 м до места (рубежа), где располагаются или передвигаются участники занятий

Разжигание костров в поле (лесу) на всех занятиях производится только с разрешения руководителя занятий.

_________________ 2005 г.

о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе

из пневматического оружия

I. Общие положения

1. Занятия (стрельбы) в тире (месте, оборудованном для стрельбы) проводятся по приказу директора школы (гимназии, лицея, училища, техникума, колледжа) в соответствии с расписанием уроков (занятий) и планом кружковой работы. На занятия учащиеся (студенты) допускаются в составе группы или класса во главе с преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, или тренером.

2. Ответственность за организацию и проведение стрельб возлагается на преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы (тренера), а во время соревнований – на главного судью.

3. Преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер), несет полную ответственность за знание и соблюдение всеми занимающимися в тире настоящих правил.

4. Свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведенном месте и соблюдают установленный порядок.

5. Стреляющие, небрежно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно удаляются из тира.

II. Обязанности руководителя (тренера) стрельбы

1. Руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомиться с настоящими правилами.

2. Проверить исправность пневматического оружия, состояние тира (места, оборудованного для стрельбы), соответствие условий выполнения упражнений и заполнить журнал учета стрельб.

3. Закончив занятие в отведенное расписанием (графиком) время, привести в порядок тир, осмотреть оружие, собрать пульки.

III. Обязанности стреляющих

1. Знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе.

2. После стрельбы сдать руководителю (тренеру) оставшиеся пульки.
В тире запрещается:

1. Проводить стрельбу без преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

2. Вести огонь из неисправного оружия.

3. Заряжать оружие на огневом рубеже без команды «Заряжай!», сигнала «Огонь!».

4. Брать оружие без разрешения руководителя стрельбы.

5. Оставлять на огневом рубеже заряженное и незаряженное оружие с закрытым стволом.

6. Находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, в сторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди.

7. Проводить тренировку в тылу, когда с огневого рубежа ведется стрельба.

8. Находиться на огневом рубеже посторонним лицам, а также учащимся, не занятым стрельбой.

9. Включать и выключать вентиляторы, а также лампы освещения линии мишеней.

Ответственный по тиру, преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (тренер, инструктор), обязан:

1. Следить за выполнением настоящих правил и соблюдением мер безопасности при проведении стрельб и немедленно принимать меры в случаях их нарушения.

2. Все нарушения записывать в книгу учета. О грубых нарушениях мер безопасности или правил поведения в тире немедленно докладывать руководителю образовательного учреждения или его заместителю,

по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся (студентов)
Внимание!
1. Всегда обращайтесь с пневматическим оружием как с заряженным и взведённым.

2. Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!

3. Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске — стволом вверх.

4. Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено.

5. Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже по команде руководителя стрельбы.

6. Учитывайте возможную траекторию полёта пули при пробитии мишени, при рикошете и при промахе.

7. При стрельбе из винтовки с установленным оптическим прицелом учитывайте, что ось канала ствола находится ниже оси прицела. Возможно попадание пули в близко расположенные предметы, не видимые в прицел или расположенные ниже прицела, но напротив ствола.

8. При прицеливании через телескопический оптический прицел не касайтесь окуляра бровью. Пневматическое оружие обладает отдачей и при выстреле возможна травма брови или глаза.

9. Контролируйте территорию, на которой ведётся стрельба. Особенно при использовании оптического прицела.

10. При стрельбе на короткие (менее 10 м) дистанции используйте защитные очки.

11. Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.

12. Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.

13. Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.

14. Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения руководителя стрельбы.


15. Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди, даже если оружие не взведено и не заряжено.

16. Когда стрельба не ведётся, держите оружие открытым (с открытым затвором), но не взведённым и не заряженным.

17. Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.

18. Не разбирайте заряженное и (или) взведённое оружие.

19. Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.

20. Беспрекословно выполняйте команды руководителя стрельбы, в противном случае вас отстранят от стрельбы.

Позиции при стрельбе из пневматического оружия (винтовки)
(Вариант)

При заряжании пружинно-поршневой пневматической винтовки лучше всего удерживать винтовку за ствол, когда вы вкладываете пульку в канал ствола. Это поможет сохранить ваши пальцы.

Всегда взводите пневматическую винтовку мягко, не нужно дергать её, открывать рывком и затем хлопать, чтобы закрыть.

Указательный палец должен располагаться перпендикулярно спусковому крючку. Фактически только средний палец обхватывает и удерживает рукоять ружья. Большой палец, безымянный и мизинец лишь покоятся на рукояти.

Для позиции сидя

  1. Глубоко вдохните
  2. Повернитесь на 30 градусов от цели (вправо)
  3. Ваша левая нога должна располагаться по направлению к цели.
  4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
  5. Расположите винтовку на ладони левой руки.
  6. Поставьте левый локоть на упор (колено, поверхность стола).
  7. Поставьте правый локоть на упор, или оставьте свисать вдоль тела.
  8. Расслабьте левую руку.
  9. Расслабьте плечи.
  10. Расслабьте спину.
  11. Расслабьте все тело.
  12. Сделайте вдох.
  13. Выдохните наполовину.
  14. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
  15. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
  16. Произведите выстрел.
  17. Проследите за попаданием.
  18. Выдохните.
  19. Для последующих выстрелов повторяйте с п.4.

Для стрельбы стоя в свободной позиции (для праворуких стрелков):

  1. Сделайте максимально глубокий вдох, перед тем, как вы поднимете Вашу винтовку, так как дышать без оружия, упертого в вашу грудь, намного легче!
  2. Поверните Ваше туловище на 45 градусов от цели (вправо).
  3. Поставьте Ваши ноги параллельно на ширину плеч.
  4. Поднимите винтовку к плечу и приложите приклад к плечу так, как вы обычно стреляете.
  5. Поверните Ваше левое запястье наружу таким образом, чтобы винтовка покоилась на ладони Вашей руки.
  6. Поверните Вашу левую руку вовнутрь, чтобы локоть опирался на живот.
  7. Расслабьте правую руку и позвольте ей свисать вдоль тела при стрельбе.
  8. Расслабьте плечи.
  9. Расслабьте спину, немного выпятив живот.
  10. Расслабьте все тело.
  11. Сделайте вдох.
  12. Выдохните наполовину
  13. Увеличьте давление на спусковой крючок (примерно в два раза).
  14. Прицельтесь (не цельтесь слишком долго, не более 6 секунд).
  15. Произведите выстрел.
  16. Проследите за попаданием.
  17. Выдохните.
  18. Для последующих выстрелов повторяйте с п. 4

Оценки показателей по огневой подготовке.

I. Нормативы оценки неполной разборки и сборки макета массогабаритного автомата Калашникова

При нарушении правил неполной разборки и сборки ММГ АК оценка может быть снижена, а именно:

разборка и сборка автомата производится с нарушением последовательности, определяемой наставлением по стрелковому делу;

не проверяется отсутствие патрона в казенной части ствола;

при разборке и сборке ствол автомата направляется на окружающих;

части автомата раскладываются беспорядочно;

допускаются удары деталей одна о другую;

применяется сила при соединении частей и сборке;

после окончания сборки не производится спуск курка;

после окончания сборки автомат не ставится на предохранитель.

II. Нормативы оценки за выполнение упражнений по стрельбе

1-ое упражнение по спортивной стрельбе из пневматической винтовки.

Цель – спортивная с кругами мишень П, на 10м и 5м;

Расстояние до цели – 10м или 5м (в зависимости от мишени);

Количество пулек – 6(3+3) шт. (три пробных выстрела и три – зачетных);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – сидя, с руки.

отлично – выбить 22 очка, в том числе попасть тремя выстрелами в черный круг;

хорошо – выбить 16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг;

удовлетворительно – выбить 12 очков, в том числе попасть одним выстрелом в черный круг.

2-ое подготовительное упражнение по стрельбе из пневматической винтовки

Цель – грудная фигура, мишень № 6г и ростовая фигура мишень № 8г;

Расстояние до цели – 10м;

Количество пулек – 5(3+2) шт. (три выстрела по мишени №6г и 2 – по мишени №8г);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – сидя (лежа), с руки.

поразить обе цели, при этом мишень № 6г поразить:

отлично – тремя выстрелами;

хорошо – двумя выстрелами;

удовлетворительно – одним выстрелом.

Контрольное упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки.

Цель – грудная фигура, мишень № 6в и ростовая фигура мишень № 8г;

Расстояние до цели – 25м;

Количество патронов – 5(3+2) шт. (три выстрела по мишени № 6в и 2 – по мишени № 8г);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – лежа, с упора.

поразить обе цели, при этом мишень № 6в поразить:

отлично – тремя выстрелами;

хорошо – двумя выстрелами;

удовлетворительно – одним выстрелом.
Начальное упражнение по стрельбе из автомата Калашникова.

Цель – грудная фигура с кругами, мишень № 4 на щите 0,75х,075м, установленный на уровне поверхности земли без просвета и ростовая фигура мишень № 8;

Расстояние до цели – до мишени № 4 – 100м, до мишени № 8 — 200м;

Количество патронов – 9 шт. (три выстрела по мишени № 4 и 6 патронов очередями по мишени № 8);

Время на стрельбу – неограниченное;

Положение – лежа, с упора.

поразить обе цели, при этом выбить:

отлично – 25 очков;

хорошо – 20 очков;

удовлетворительно – 15 очков.
Образцы мишеней для снятия копий

представлены в приложениях

Инструкция о правилах и соблюдении мер безопасности при проведении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *